Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Среда, 15.07.2020,01:09


2020 год — Год Памяти и Славы! В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом Памяти и Славы, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статьи по воспитанию [3]
Хмелинина
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по воспитанию

Пути решения проблемы гуманизации школьного учителя

УДК 378.151

ББК 88.42

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО

УЧИТЕЛЯ

Н.В.Хмелинина

п. Большая речка

 

  Аннотация. В статье представлены основные подходы к внедрению в педагогическую практику идей гуманной  педагогики, раскрыт опыт работы филиала Регионального Иркутского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» на базе сельской школы

Ключевые слова: гуманная педагогика, духовный гуманизм, духовная общность сотрудничество, взаимопонимание, доверие, благородство, доброта,  уважение и любовь, вдохновение.

 

THE WAYS OF SOLUTION PROBLEM OF THE TEACHER’S HUMANISM

 N.V. Chmelinina

 

Annotation: In article the basic approaches for introductions of the humane pedagogy’s ideas into the educational practice are represented. The author discloses an experience of work of the branch of "The centre of the humane pedagogy” in the country school.

 

Дискуссии на страницах периодических изданий о состоянии школьного дела в связи с реформами последнего десятилетия, заставляют все чаще и чаще обращаться к тому богатству, которое мы пытаемся выбросить как несовременную, ставшую немодной одежду. Так, из школьного лексикона постепенно уходят такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание, гуманизм, патриотизм, воспитание российской гражданственности, любви к Родине. Вызывает беспокойство намерение высших чиновников от образования содействовать престижу Кембриджа и Оксфорда, чтобы наши лучшие ученики учились там. Видимо, нет уж надежды на свои вузы, на свою систему образования и воспитания.

       Остается надежда, что достоинство России сохранится в глубинке, где до сих пор идеи гуманной педагогики остаются основными ориентирами в обучении и воспитании. Не замечать, что в международном пространстве зарождается новая форма общественного влияния на развитие образовательного мира – международное движение гуманной педагогики – невежественно, как указано в Манифесте гуманной педагогики Ш.Амонашвили.

      На примере нашего региона можно увидеть, что за последние 10-12 лет приверженцев идей гуманной педагогики становится все больше и больше. Этому способствует деятельность Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики» и Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики».

      Источником гуманной педагогики  является классическое педагогическое наследие. Мэтрами гуманной педагогики являются М. Квинтилиан, Я.Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинский, М. Монтессори, А.С. Макаренко,  Я. Корчак, В.А. Сухомлинский.

      Что привлекает современного учителя? Главное: гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремленных от сердца к сердцу. Она направлена на облагораживание души, и разума Ребенка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели. Гуманная педагогика вбирает Ребенка полностью и таким, какой он есть, воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.  Она воспитывает преобразователей жизни, ведет постоянный диалог с ними. Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви [1].

      Гуманная педагогика строится на таких аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством. Она инновационна. Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый ребенок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви и уважения [3].

Воспитание гуманного учителя возможно в деятельности. Так, например, участие в проекте «Планета добрых дел», организованном Иркутским отделением Международной Лиги защиты Культуры, Иркутским региональным отделением Общероссийского центра гуманной педагогики, позволило учительству региона обратить внимание на проблему возрождения, сохранения и трансформации культуры и нравственности в современных условиях. Главная задача проекта – обогатить духовный мир воспитанников через пробуждение светлых чувств к истории Прибайкалья. Проведены конкурсы  детских работ «Планета доброты», стихов и сочинений «Доброта в жизни человека», «Моё представление о Планете Доброты»  Классные часы «Добро творящий – творит жизнь». Во многих школах, в частности и в Большереченской, проведена акция «Звездопад добрых дел»: по инициативе школьников проводится уборка снега в сильный снегопад, озеленение школьных рекреаций,  утепление школьных кабинетов к зимнему периоду,  подготовка кабинета к новому учебному году,  облагораживание своего двора  в нашем селе, поздравления, концерты для  ветеранов и оказание помощи им.

      В.И.Вернадский указывал, что социальная отзывчивость повышается с возрастом, именно тогда, когда события менее всего нас лично касаются…в современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом»[4, c. 225]. Такой отжившей свой век в нашей общественной и социальной конструкции является педагогический авторитаризм. Учителю важно признать, что необходимо отдалить себя от ложной истины авторитарного подхода к детям. Самая большая сложность в творении гуманного образовательного мира находится внутри  нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на возраст, загруженность учителя бумажными отчетами.

 Как указывает Ш.А.Амонашвили, чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет:

   -принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;

   -облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим;

   -взращивать в себе творящее терпение;

   -совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего,  радоваться всему    возвышенному и прекрасному;

   -руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;

  - тянуться к чтению трудов классиков педагогики[1]

    Гуманная педагогика близка нам и  потому, что она располагает условиями, необходимыми для полного её осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание. преданность,   благородство, великодушие, духовная жизнь.

         На базе нашей сельской школы 10 лет активно действует филиал Регионального Иркутского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики». Цель: исследование, пропаганда и внедрение в педагогическую практику идей гуманно-личностной педагогики. Основными задачами являются:

-освоение технологий гуманно-личностной педагогики;

-проектирование технологий гуманно-личностной среды в школе, способствующей становлению, развитию, воспитанию в ребёнке благородного человека, путём раскрытия его личностных качеств с учётом специфики школы, района и региона;

-создание условий и оказание содействия учителю для его личностно-профессионального роста в контексте гуманной педагогики. 

        Семинары, проводимые  Ш.А.Амонашвили  в   регионе,  расширяют наше сознание и учат мыслить и действовать согласно понятию духовности. Фестиваль открытых уроков по гуманно-личностной технологии взращивает в нас любовь к детям и учит нести её красиво. Обращаться к источникам педагогической мудрости помогают районные и областные педагогические чтения, посвященные педагогическому наследию  Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Блонского П.П. В сборниках «Теория и практика гуманизации педагогического процесса» ВСГАО за эти годы опубликовано более 20 статей сотрудников нашего филиала. Сотрудники филиала постоянно совершенствуют своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения.

       Участие  делегации  Регионального Иркутского отделения Общественной Общероссийской организации «Центр гуманной педагогики»,  в том числе четверо сотрудников нашего филиала,   в 11 Международных педагогических чтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество!»,  проводимых  в  январе 2012  года в  г. Москва,  вдохновило нас – приверженцев гуманной педагогики – на творчество и поиск нового,   вдохновило нас,  приверженцев гуманной педагогики, на творчество и поиск нового, дало направление новому педагогическому мышлению и практике.

               Каждому приходится самому находить свою тропинку и направлять творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная  педагогика ставит акценты. Интересный  опыт научно-методического центра школы №24 г. Ангарска ,  Дома творчества №5 г. Иркутска привлекает многих педагогов нашего региона. Хорошей творческой мастерской стали 11 областная научно-практическая конференция по проблемам гуманной педагогики «Новая школа-школа для всех (г.Ангарск школа № 24): Круглые столы «Любить Ребенка, значит защитить его от того зла , которое   окружает многих детей в мире», «Пылайте сердцем и творите любовью», «Если наша забота о ребенке исходит из чувств  преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса», «Если не пробудим в ребенке чувства удивления и восхищения, мир для него потускнеет».

 Конференция «Дополнительное образование как фактор гуманизации личности в условиях нового времени» (Дом творчества №5, г.Иркутск) объединила школу и систему дополнительного образования.

 Иркутское региональное отделение Общественной Общероссийской организации «Центр гуманной педагогики» – организатор многих интересных начинаний в области сотрудничества в поиске путей  оздоровления и обновления образовательного мира с тем, чтобы каждый ребенок воспитывался человеком благородным и великодушным, развивался духовно и нравственно, овладевал знаниями, расширяющими его сознание и развивающими творческие способности. Вот основные темы творческих собраний учителей области и педагогов вузов:  «Гуманная педагогика – это педагогика, которая в состоянии приобщить человека к процессу созидания самого себя, не нарушая экологии его личности»(2010г., Юбилейное собрание); «Гуманная педагогика в современном образовании» (2011г.); «Современный ученик, каков он?!» (2012 г.)

       Достижения нашего творческого поиска стали ступеньками нашего профессионального роста, источником насыщения смыслом совместной с детьми жизни, устремленной к благородной цели, вдохновением к созиданию гуманной педагогики в образовательном процессе.

      «Изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества. Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, своё детство и юношество более радостно и содержательно. Они могли бы стать более совершенными гражданами нашего общества и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую духовную и естественную природу. И это счастье коснулось бы всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом. Через каждого из нас образовательный мир получает импульс к одухотворению и обновлению» [ 3].

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Амонашвили, Ш.А.Истина школы [Текст] / Ш.А. Амонашвили –Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2008г.-88с.

2.         Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики [Текст] / Ш.А. Амонашвили- М.:Амрита, 2012,-304с.

3.         Как любить детей (опыт самоанализа )Ш.А Амонашвили; – Донецк: Изд-во «Ноулидж»,2010.-128с.

4.         Гумилевский,Л. Вернадский [Текст] /Л.Гумилевский: (Серия «Жизнь замечательных людей»). –М.: Молодая гвардия,1988.-255с.

Полный текст материала можно скачать здесь. 
Категория: Статьи по воспитанию | Добавил: Ludmila (11.11.2011)
Просмотров: 758 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запись в 1 класс
Жизнь школы
Поиск
Друзья сайта
Погода в Иркутске

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz