Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Вторник, 07.07.2020,03:11


2020 год — Год Памяти и Славы! В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом Памяти и Славы, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статьи по воспитанию [3]
Хмелинина
Наш опрос
Используете ли Вы ИКТ в преподавании?
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по воспитанию

Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя сельской школы как важнейшее условие повышения качества образовательных услуг

Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя сельской школы как важнейшее условие повышения качества образовательных услуг

Зарудская Л.А., учитель информатики МОУ ИРМО «Большереченская СОШ»

Войтович Н.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ИРМО «Большереченская СОШ»

Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Степень адаптации человека к постоянно и быстро изменяющимся условиям жизни в информационном обществе во многом зависит от качества и общей направленности системы общего среднего образования. Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных проектов российской школы, потому что наши ученики уже на начальной ступени должны быть научены грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т. д.), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Это необходимо прежде всего потому, что информация, которую сможет передать ребёнку учитель, составит лишь малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. У детей с образным мышлением развитие абстрактного, логического мышления происходит посредством образов, а для учеников с теоретическим типом мышления компьютерные программы с видеосюжетами, анимационными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления.

Как и во все времена, ключевой фигурой теперь уже информационной образовательной среды является учитель, потому что именно он  решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. Очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Безусловно, использование ИКТ в профессиональной педагогической деятельности – важный показатель компетентности современного педагога. Компьютерные технологии представляют учителям и учащимся такие возможности учебного творчества, о которых они раньше даже не подозревали. Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания. Учитель становится помощником учеников в их самостоятельных исследованиях, учебных проектах, а компьютерные технологии обеспечивают такую возможность.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

v    владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

v    работать с мультимедийными программами;

v    знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Таким образом, целью проникновения современных информационных технологий в сферу образования является наряду с реализацией в полной мере интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе  является гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Это, в свою очередь, позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Требования к условиям реализации федеральных государственных стандартов нового поколения включают в первую очередь формирование у педагогов современной школы информационно-коммуникационных компетенций, поэтому многие педагоги все с большей готовностью включают информационные технологии  в свою методическую систему. Если ещё 5-7 лет назад трудным для  педагогов нашей сельской школы было создание презентаций или использование электронных таблиц для анализа учебной деятельности, то к настоящему времени большинство учителей овладели компьютерными технологиями и используют их в обучении. Результаты анкетирования 29 педагогов МОУ ИРМО «Большереченская СОШ» позволяют говорить о том, что из программного пакета Microsoft office практически все из них достаточно хорошо владеют Word (97%), Excel (35% хорошо, 45% недостаточно хорошо), Power point (69% в достаточной степени, 28% считают, что не в полной мере), 59% уверенно и 38% почти уверенно работают с мастером работы со сканером и цифровой камерой, 45% при подготовке к семинарам  успешно работали в Publisher. Уроки с применением компьютера ведут многие учителя-предметники, 79% из них  используют цифровые образовательные ресурсы с компакт-дисков и интернета.

По мнению самих педагогов, среднее значение уровня фактического овладения основными  программными продуктами составляет по школе 51% от максимально возможного (с вариациями 27%-85%), в то время как уровень, которого они хотели бы достичь для себя в профессиональной деятельности (уровень притязаний), составил в среднем 88% от максимального (с вариациями 75% - 98%). 

 

Одной из насущных проблем, которую для себя определили 69% опрошенных учителей, стало неумение работать с интерактивной доской, которая является необходимым элементом современного образовательного процесса. И если учителя 1-2-х классов, где реализуются ФГОС НОО, уже работают с этим оборудованием, то желание и готовность освоить её для педагогов среднего и старшего звена лимитируется отсутствием  интерактивной доски или приставки на рабочем месте каждого учителя.  Кроме того, педагоги давно оценили эффективность использования компьютера при контроле знаний обучающихся, что значительно сокращает рутинную, затратную по времени работу по проверке тестов и контрольных работ и позволяет существенно снизить фактор субъективности. Остаётся надеяться на то, что государственная политика в области информатизации образования позволит не на словах, а на деле в ближайшее время оснастить каждый кабинет сельской школы  компьютером, мультимедиа-оборудованием,  системой интерактивного тестирования и опроса.

Отражением перемен в обществе, велением времени стал и  тот факт, что 69% учителей нашей школы (а средний возраст нашего педагогического коллектива составляет 45 лет) зарегистрированы в социальных сетях, один из учителей начальной школы имеет собственный сайт (в  модельном паспорте учителя при аттестации на первую и высшую квалификационные категории есть подобные пункты, существенно поднимающие квалификационный балльный рейтинг).

В целях повышения качества образования  в школе ведется работа по развитию познавательных интересов обучающихся. В школе давно и успешно ведётся  кружковая работа в рамках  сотрудничества школы с МОУ ДОД ИРМО «ЦРТДЮ» - в детском техническом объединении «Смайлики» реализуется программа прикладной информатики, которая пользуется большим успехом у ребят. Воспитанники ДТО прошли трёхгодичное обучение в дистанционной математической школе и  с успехом продолжают обучение в ВУЗах на специальностях, связанных с информационными технологиями. Воспитанники кружка «Информационные технологии» являются первыми помощниками учителям и сами создают презентации, видеоролики и учебные мини-фильмы для конкурсов, уроков, внеклассных мероприятий (КВН по правилам дорожного движения, районный конкурс «Мистер Учитель, Хозяин, Избиратель», НПК, к урокам биологии, обществознания, ОБЖ, литературы и др.)

Стало обычным участие детей во всероссийских   играх – конкурсах по информатике «КИТ», «Алгоритм» (призовые места по России), «Мир знаний». В текущем учебном году наши ученики стали участниками II Всероссийской дистанционной олимпиаде по информатике.

Перед нами изначально стояла задача использования компьютерных технологий не только как  инструмента обучения и творческого развития школьников, но и как средства автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики обучения,  передачи и приобретения педагогического опыта, освоения методической литературы для  учителя. Не всё ещё удалось сделать, но на сегодняшний день школа имеет собственный сайт http://brechenskaya.ucoz.ru/, оснащён новыми компьютерами кабинет информатики, 3 кабинета предметников оборудованы мультимедиа-проекторами;  один из кабинетов начальной школы в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС НОО оснащён соответствующим лабораторным и мультимедийным оборудованием, продолжается работа по информатизации школьной библиотеки. Наши ученики продолжают работу школьного телевидения, начало которому в 2008 году положили  активные «смайликовцы» Власов А. и Стрекалина А.

Педагоги нашей школы имеют свободный доступ к кабинету информатики для разработки своих уроков и идей, 79% учителей регулярно применяют ИКТ в образовательной деятельности. Учителя используют не только готовые программные продукты (электронные учебные пособия, справочники, репетиторы и т.п.), у 65% педагогов есть свои наработки по предметам в электронном варианте. Создан и пополняется банк рабочих программ по предметам в электронном виде, что значительно облегчает работу учителя на начало учебного года. Активно используются следующие Интернет – ресурсы: федеральный интернет-портал «Российское образование» (www.edu.ru); сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); сайт «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); проект «Школа цифрового века» на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/); единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/window) и другие.

Педагогам нашей школы предстоит ещё много работать для того, чтобы  сократить существующий разрыв между сельской и городской школой, чтобы  наши  ученики имели возможность идти в ногу со временем и быть успешными гражданами своей страны. 

Скачать

Категория: Статьи по воспитанию | Добавил: Ludmila (22.10.2013)
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запись в 1 класс
Жизнь школы
Поиск
Друзья сайта
Погода в Иркутске

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz