Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Среда, 15.07.2020,00:47


2020 год — Год Памяти и Славы! В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом Памяти и Славы, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статьи по воспитанию [3]
Хмелинина
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по воспитанию

Реализация программы «Школа-ВУЗ» в условиях сельской школы: опыт, проблемы, перспективы

Н.В Хмелинина  учитель немецкого языка

М.Н Акулова учитель английского языка

Иркутский район, р.п. Большая Речка

 

Реализация программы «Школа-ВУЗ» в условиях сельской школы: опыт, проблемы, перспективы

Аннотация статьи: в статье раскрывается опыт работы сельской школы в рамках реализации программы «Школа-ВУЗ», показана специфика эффективного взаимодействия школы и вуза. Обосновывается необходимость дальнейшей разработки целевой программы «Школа-ВУЗ» совместно с вузом.

Ключевые слова: непрерывное образование, преемственность, профессиональная ориентация, профессиональная компетенция, будущее школьного образования, гуманизация педагогического процесса.

 

Проблематика предложенной статьи определяется государственной важностью и социально-экономической значимостью проблем самоопределения молодёжи.  Практика педагогов показывает, что одна из важнейших проблем каждого старшеклассника состоит в выборе будущей профессии, востребованной в современных условиях рынка труда, и наличии конкуренции среди специалистов высокого уровня. Поэтому особую значимость приобретает сотрудничество в рамках программы «школа-вуз», призванное обеспечить развитие гармоничной, разносторонне развитой и профессионально направленной личности в условиях тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами.

Такая постановка вопроса выводит на рассмотрение особенностей взаимодействия школьного и вузовского обучения в аспекте  комплексного решения проблем преемственности и непрерывности образования, промежуточным итогом которого становится выработка индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Особенности взаимодействия школьного и вузовского обучения и его положительное влияние на формирование профессионального самоопределения старшеклассников подробно рассмотрены в трудах Г.Н. Александрова, СМ. Годника, В.Ю. Мирюкова, С.Н. Рягина, Д.Ш. Ситниковой, М.М. Фирсовой и др. Проблемы реализации принципа преемственности в обучении иностранным языкам и идей непрерывного образования в системе «школа-вуз» рассмотрены в научных работах Каплиной С. Е., Тунгусовой Н. Д. 

       В данной статье   позволим представить опыт работы сельской школы села Большая Речка Иркутского района в рамках предложенной руководством школы и поддержанной ГОУ ВПО ИГЛУ и ГОУ ВПО ВСГАО социально-педагогической программы «Школа - вуз», на основании договора о сотрудничестве, ключевым моментом которого являются особенности взаимодействия  общеобразовательной сельской  школы и вуза в плане эффективности организации профориентационной работы. Главной задачей программы является оценка реальных интересов и способностей учащихся на завершающем этапе обучения в школе.

Одним из условий  программы является психолого-педагогическое сопровождение, в рамках которого учителя школы и преподаватели вузов  помогают старшеклассникам выявить и раскрыть способности, соотнести свои мечты и желания с реально существующими возможностями, определить перспективы роста и продвижения в личностном развитии, ориентироваться в стремительно меняющемся мире современных профессий. Для этого организуются  мероприятия с  преподавателями и студентами вузов и зарубежных школ: «День студента ИГЛУ» на базе школы, областная стажировка старшеклассников на базе ГОУ ВПО ИГЛУ, программа курсов «Будущий абитуриент», конкурсы поэтического перевода стихов, рисунков «Немецкие сказки глазами детей», региональные лингвистические олимпиады «Абитуриент-2007, 2008, 2011», проекты, посвященные  творчеству Ф. Шиллера, Й.В. Моцарта, В. Буша, Я. Гримма, К. Дудена.

Учащимся  предоставляется возможность прослушать лекции, практические семинарские занятия, получить консультацию в приемной комиссии университета. Благодаря такому общению учащиеся получают возможность задать все интересующие вопросы об особенностях той или иной профессии, увидеть достоинства и возможные издержки, трудности. Такие мероприятия способствуют развитию мотивации у сельских школьников к изучению иностранных языков.

Не только учащиеся имеют возможность для развития мотивации. Эта возможность предоставляется и для учителей. В лингвистическом университете организована четко продуманная система  повышения квалификации учителей и преподавателей иностранных языков: единый методический день для учителей иностранных языков, лекции и семинары с участием преподавателей ГОУ ВПО ИГЛУ и лекторов школ Германии, обучающий семинар «Фильмы на уроках», Всероссийская научно-практическая  Интернет–конференция «Инновации в образовании и лингвистике» (ноябрь 2010). В рамках программы эффективно работает филиал научно-исследовательской  лаборатории по проблемам гуманной педагогики при ГОУ ВПО ВСГАО. Сотрудничество с ГОУ ВПО ВСГАО позволило принять участие мастер-классах, педагогических чтениях, в научно-практических конференциях Иркутского регионального отделения Общероссийской организации «Центр гуманной педагогики», пройти апробацию результатов педагогического исследования в сборнике «Теория и практика гуманизации педагогического процесса» (31 статья учителей школы), повысить квалификацию на курсах по авторской методике обучения Ш.А.Амонашвили, представить свои инновации в региональном фестивале открытых уроков по гуманно-личностной технологии в рамках проекта «Гуманный урок».

     Выгодное  географическое положение школы на пути  от архитектурно-этнографического музея «Тальцы» до озера Байкал  стимулирует уч-ся к изучению   иностранных языков и   к участию в  таких мероприятиях как Дни Российско-немецкой культуры « Байкал – 2009»,  круглый стол «Немецкий язык на Байкале: современная ситуация и будущее школьного образования». В Большереченской школе, одной из немногих в районе, удается сохранить изучение немецкого и английского языков. Частыми гостями школы являются граждане Германии. Ученики, изучающие немецкий язык, участвуют в реализации проекта с немецкими школьниками «Друг по переписке». В 2007 школа заняла 2 место  в Международном конкурсе «Красивая школа», проводимом в рамках акции ЮНЕСКО. Фольклорный ансамбль «Забава» является дважды дипломантом международных конкурсов детских фольклорных коллективов. Школа участник международной программы  «Эко-школы /Зеленый флаг»,за сохранение биоразнообразия Прибайкалья, природных ресурсов и активную работу по экологическому воспитанию школьников награждена дважды Зеленым флагом

В результате,  эффективного осуществления  предложенной программы предполагается обучение наших выпускников в вузах-партнерах.

Прогнозируемые пути повышения эффективности от реализации программы «Школа-ВУЗ» видятся в следующем:

1. дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива по  проблемам обучения и воспитания;

2. активное внедрение в практику работы сельской школы проектных технологий совместно со студентами.

3. получение грифов регионального учебно-методического центра по лингвистике (ГОУ ВПО ИГЛУ) на авторские учебные программы или курсы;

3. углубление сотрудничества с вузами в части учебной и внеучебной работы;

4. накопление опыта научно-исследовательской деятельности педагогов  и учащихся;

5. совершенствование системы непрерывного образования на этапе «Школа – ВУЗ»;

6. обеспечение преемственности и последовательности образовательных программ общего и высшего профессионального образования;

7. обеспечение осознанного выбора учащимися высшего учебного заведения;

8. разработка индивидуальной траектории обучению учащегося в соответствии с профилем выбранного вуза.

 

Библиографический список

1.Каплина Светлана Евгеньевна. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе "школа-вуз" : Дис. ... канд. пед. наук: Чита, 2003. .{ Электронный режим}   - Режим доступа :lib.ua-ru.netdiss/cont/158322.html

2.Таточенко Елена Викторовна. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе "школа-вуз" : Дис. ... канд. пед. наук   Ставрополь, 2005 210 с. { Электронный режим}   - Режим доступа :lib.ua-ru.netdiss/cont/158322.html

3.Тунгусова Нина Дмитриевна. Реализация идеи непрерывного образования в системе "школа-вуз" : Дис. ... канд. пед. наук :  Архангельск, 2002 195 с. { Электронный режим}   - Режим доступа :lib.ua-ru.netdiss/cont/158322.html

 

 


Категория: Статьи по воспитанию | Добавил: Ludmila (22.10.2013)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запись в 1 класс
Жизнь школы
Поиск
Друзья сайта
Погода в Иркутске

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz